Путораны 2019

Несомненно, плато Путорана место на планете очень притягательное для всякого рода путешествующего народа. Вот даже складно получилось, значит, правда. Поэтому я решил делать сюда ежегодные походы и фототуры. Спрос ведь есть, значит должно быть и предложение. На стыке августа и сентября 2018 года я провёл группу в районе озера Дюпкун и выше по Курейке и Яктали. Логистика здесь мне очень не понравилась, всё усложняет внутренний перелёт Красноярск-Светлогорск. Нормы багажа крайне ограничены, а в местном магазине выбор не велик, потому рацион получился весьма скудным.

Поэтому на сезон 2019 решил придумать логистику через Норильск, чтобы избежать внутреннего перелёта. Здесь просто нужно было найти возможность заброски вверх по воде до каких-то более-менее интересных мест. Таких вариантов тут немного. Во-первых, потому что по воде можно заехать только в крайне ограниченную часть плато. Во-вторых, даже эту часть ограничивают рамки заповедника. Свободно здесь можно путешествовать только в буферной зоне, да и то необходимо получать пропуск. В итоге, самым очевидным вариантом оказался маршрут по озеру Собачье (Ыт-Кюель) с трекингами по окрестностям, затем короткий сплав по реке Муксунка с выходом в озеро Глубокое. Незатейливый, но вполне красивый и насыщенный маршрут. Время также как и в первом случае было выбрано на стыке августа и сентября, когда уже есть ночное время, что важно для фотографов, а также растительность к этому времени приобретает замечательные осенние раскраски.

Озеро Собачье на карте.

Команда в это раз собралась небольшая, в отличие от прошлого года. Всего шесть человек, вместе со мной. В озеро Собачье нас забросили на аэролодке, быстро и комфортно. А дальше нам надо было как-то самостоятельно перемещаться по воде. Для этого я загодя отправил в Норильск катамаран, и теперь он там будет жить. Катамаран как раз шестиместный, хотя на нём легко могут разместиться и даже грести вёслами восемь человек. Мне пришлось приехать в Норильск на два дня раньше, чтобы закупить продукты и всё подготовить.

Вот на этой красивой штуке в пропеллером мы и заехали в Путораны.

Нас оставили на северном берегу озера рядом с устьем ручья Хариусовый, где мы установили лагерь и начали понемногу вживаться в походную жизнь, собирать катамаран и совершать другие обычные походные подвиги.

Фотоотчет Путораны 2019

Лена Малафеева, например, наконец-то могла приступить к воплощению в реальность основной своей затеи, к съёмке сплит-фотографии. Это когда в одном кадре сочетается подводная часть и надводная. Сразу скажу, у неё всё получилось просто замечательно.

А некоторым из нас не терпелось добраться до какого-нибудь водопада. Хотя понятно, что в Путоранах их невиданное количество, но нам хотелось вот прямо сегодня. А на Хариусовом они сильно высоко, поэтому пошли до другого ближайшего ручья в пяти километрах от нашего, где на карте был нарисован водопад.

Но потом пришло время куда-то начинать двигаться. Как-то почти сразу мы приняли тактику поменьше тратить времени на установки-перестановки лагерей. То есть, планировали на один переезд две ночёвки. Это, конечно, сокращало длину нашего маршрута по воде. Но нам и не нужно было соваться во все углы озера, зато мы могли больше времени оставить на все остальные дела. Например, на фотографию и рыбалку, а также чтобы сходить наверх плато, да и просто насладиться окружающим миром.

И самый первый переезд получился довольно длинным и долгим, занял почти весь день. Хотя всего-то пятнадцать километров. Но озеро это не река и если ветер встречный, то на вёслах особо не выгребешь. А так оно и получилось. В итоге, пришлось прибегнуть к проверенной практике, а именно бурлачить с берега. На самом деле, это довольно эффективно, когда берега относительно ровные как здесь.

В результате мы доехали до устья небольшого ручья, вверх по которому можно через низкую перевальную часть выйти в долину Дынкенгды. Но нам туда не надо было. Нам надо было отсюда подняться на плато, но это не сразу.

Фотоотчет Путораны 2019

Володя привёз с собой пакрафт. Ему непременно хотелось испытать своё судно в этих условиях.

На плато мы, конечно, поднялись. Но пошли только втроём и это оказалось очень даже хорошо. Потому что подъём вышел неожиданно сложным. С трудом нашли обход практически отвесного участка на самом верху. А дальше почти равнина, гуляй как угодно.

Озеро Собачье сверху.

Крутой подъём наверх нам так не понравился, что даже не хотелось думать о спуске. Вот так и родилась идея, а что если пройти до долины следующего ручья и спуститься вниз по ней. Вдруг там не так сложно. Так и сделали, и это оказалось правильным решением.

Фотоотчет Путораны 2019

Уже практически в верховьях долины того самого ручья в определённом месте вышли в сторону, откуда открывался вид на долину Дынкенгды.

Здесь много всяких разных ручейков и на всех есть какие-то водопады. Вообще, мне очень понравились верховья этой долины, да и сам ручей, который уже ниже, впадающий в озеро. Жаль нам надо было поторапливаться, потому что идти ещё далеко, а ночь уже скоро, да и погода была не интересная, поэтому съёмки отсюда приличной нет. Но на сезон 2020 я его запланировал, как объект для более тщательного исследования. Там ещё и озёра наверху  есть, на которые мы не успели заглянуть.

Озеро отсюда кажется совсем близким, но на деле оказалось что идти нам до него ещё очень долго. К озеру в итоге вышли уже по темноте, а потом ещё долго шли берегом. Но всё же дошли до лагеря, где нас уже ждали и беспокоились наши друзья. Не с пустыми руками, конечно, а с вкусным ужином.

Ну, а потом мы переехали на южный берег озера и пошли на запад к началу микроскопического горного массива Анырма, разделяющего озёра Собачье и Накомякен. Здесь в удобном месте и организовали очередную стоянку. В планах было подняться на этот самый Анырма.

Фотоотчет Путораны 2019

В день переезда хотя и побрызгал слегка дождик, но озеро было спокойным и нам не трудно было пройти путь на вёслах.

Тут же, прямо над нашим лагерем, обнаружил удобный базальтовый выступ, с площадкой для съёмки с верхнего ракурса.

Но и с берега можно было прилично снять в определённое время.

На Анырма мы, конечно, поднялись. На этот раз почти всей командой, кроме Володи. Надо же кому-то на лагере остаться. А подниматься сюда было гораздо проще, чем в первом случае.

Фотоотчет Путораны 2019

С определённых точек прекрасный вид сразу на два озера — Собачье слева и Накомякен справа.

Наш лагерь под Анырма. В ночь на 1 сентября на небе впервые увидели сполохи северного сияния. Но только лишь сквозь мутный просвет в облаках. Чистое небо и прекрасную аврору мы получили только следующей ночью, когда переехали на устье реки Накта и стали там лагерем.

В начале сентября в Путоранах ещё неполноценная ночь. Горизонт на севере так и остаётся светлым и даже закатные краски немного остаются. Но это добавляет особое состояние пейзажу, особенно в сочетании с лёгким туманом над озером.

Река Накта, на устье которой мы встали на две ночи, имеет рекордно короткую длину, всего лишь 4 километра и при этом падение на этом коротком расстоянии в двадцать метров. Она вытекает из озера Накомякен и впадает в озеро Собачье. Когда-то, в далёком 2003-м году я поднимался вверх по этой реке и снимал на озере Накомякен тоже. Но сейчас таких задач у нас не стояло, хотя часть нашей команды сходила на соседнее озеро просто полюбоваться. Кроме авроры, эта стоянка нам подарила и другие интересные состояния, которые мы зафиксировали на фотокамеры.

На этом пришло время прощаться с озером Собачье. Но для этого надо было ещё дойти до выхода из него и войти в речку Муксунку. А это километров восемь, да ещё как-то ветренно и прохладно было в этот день. На выходе в реку пообедали, а дальше резво пошло вниз по течению. Река всего лишь километров двадцать, но мы не планировали её в этот день всю проходить. Мы планировали дойти до середины, там встать лагерем и сходить к водопаду на Дынкенгде. И напрасно. В результате мы все хорошие места с каменистыми берегами прошли, а там где Дынкенгда впадает, берега оказались заиленные. И нам нигде место под стоянку не нравилось. Да и Дынкенгда как-то невнятно впадала. В результате мы поняли, что водопад тот нам и даром не сдался, лучше просто найдём хороший берег, а завтра выйдем в озеро Глубокое. Но берега тут все оказались заиленные, хотя с горем пополам нашли относительно сухую полянку повыше, но сам выход к воде был всё равно грязным. Однако это не помешало утром тут неплохо поснимать. Илистый берег рисовал художественную линию на границе с водой, к тому же и утренние туманы подыграли.

На следующий день мы вышли в озеро Глубокое и встали лагерем на устье небольшой реки Кылтэллар. Это была наша завершающая стоянка, откуда нас должны были забрать и вывезти в город снова на аэролодке. Но у нас оставалось две ночёвки и что-то интересное ещё надо было совершить. По сведениям, где-то выше по реке, всего лишь в пяти километрах, на слиянии Правого и Левого Кылтэллара есть водопады. На карте они не обозначены, поэтому изначально они не были в планах. Но о них нам рассказали уже здесь. Туда мы пошли в тот же день, как встали здесь лагерем. Оказалось, что туда ведёт вполне приличная тропа, идти весело и просто. А сами водопады очень даже фотогеничны. Один водопад на Правом, другой на Левом Кылтэлларе и оба чуть выше их слияния.

На этом закончилось наше путешествие. С озера Глубокое нас вывезли на аэролодке до пристани Валёк. Потом была ночёвка в Норильске и снова Москва.

И на прощание короткий видеоролик нашего похода для полноты впечатления.