Географическая концепция в пейзажной фотографии.

За последние два десятка лет в фотографическом деле произошли просто революционные преобразования и достижения. В первую очередь, конечно, это связано с приходом цифровой фотографии. К тому же и техника и оптика не стояли на месте, да и компьютерные программы научились делать такое, о чём можно было только когда-то фантазировать. И вот эти все обстоятельства сделали фотографическое искусство доступным для широких масс и фотография теперь, по-настоящему, массовое явление. При этом для подавляющего большинства фотография может и не являться профессиональной деятельностью, но достаточно многим это не мешает достигать профессиональных высот.

Пожалуй, одним из самых распространённых жанров, как раз в непрофессиональной составляющей, то есть не приносящей дохода, можно признать пейзажный. Очень многие люди любят путешествовать и практически все хоть как-то стараются запечатлеть на камеру или хотя бы на телефон, все природные или рукотворные красоты. Для одних этот процесс происходит между делом, и они не ставят для себя серьёзных фотографических задач. А кому-то этого мало и они начинают изучать фотографическое дело серьёзно и достигают определённых уровней. Вот так незаметно, для некоторых туристов и путешественников, фотографические цели и задачи становятся определяющими вообще весь смысл путешествий. Таким образом, и зародилось это явление, которое можно назвать фототуризмом. И теперь тысячи и сотни тысяч фотографов, вооружённые качественной и дорогостоящей фототехникой, для которых фотография не является профессией, бродят по миру в поисках природных чудес и ландшафтных шедевров, и стараются их так художественно запечатлеть, чтобы зрители ахнули и обязательно захотели увидеть вот это вот, собственными глазами. А потом, чтобы ещё и на конкурсах завоевать какой-нибудь диплом или даже премию, принять участие в выставках или фотографических фестивалях. Вот так популяризируются между делом многие места на планете и в этом деле фотографы выступают как самая эффективная реклама для туризма, при этом ещё и бесплатная. И получается, что сейчас уже сформировалась некая среда или даже, можно сказать, субкультура, включающая в себя многочисленных путешествующих фотографов и тех, кто придумывает и организует всякого рода фототуры и фотоэкспедиции, чтобы удовлетворить спрос в этой среде.

Естественно, среда эта не однородная, и форматы фотографических путешествий могут быть самыми разнообразными. В данном случае, в контексте этой статьи, имеет смысл разделить это явление только лишь на два основных формата. Это фототуры и фотоэкспедиции. Несмотря на то, что чёткой границы, как всегда и везде, здесь не провести, всё же надо как-то обозначить принципиальную разницу, которую и постараемся раскрыть. Фототур предполагает, что фототуристы едут в какие-то известные места, много раз уже отснятые их предшественниками. И фототуры это из разряда массового туризма, которому также соответствует и уровень комфорта. То есть, чаще всего люди в этом случае живут в отеле и передвигаются по маршруту на автомобиле. Хотя иногда некоторые локации не позволяют такой роскоши, и приходится их осваивать в походном формате, то есть с палатками и прочей атрибутикой. Но самое главное, в фототурах всё происходит по отработанной логистике, в отличие от фотоэкспедиций, где эту логистику надо ещё изобрести. И понятно, что в фотоэкспедиции возможен только походный формат. А у нас здесь как раз разговор про фотоэкспедиции, где фотография тесно взаимодействует с географией и даже может быть имеет основания быть её составной частью. Да, именно так, и далее постараюсь объяснить, почему именно так.

Наверное, мало для кого это имеет значение, но всё же выскажу такую крамольную мысль, что все мы чуть опоздали родиться, потому что все географические открытия на планете уже совершены, причём, некоторые из них, произошли не так и давно. Да хотя бы ещё лет сто скинуть, тогда можно было бы кое-что успеть. Взять хотя бы огромную горную систему Черского на северо-востоке России, которая на географических картах появилась только лишь в 1927-м году. Так вот продолжим. Среди всей этой огромной массы бродячих фотографов, которые охотятся за природными и ландшафтными объектами, с целью фотографически раскрыть эстетический облик этих объектов, есть немногочисленная прослойка фотографов, для которых недостаточно ходить друг за другом кругами, и снимать одни и те же места, стараясь как-то превзойти друг друга, в искусстве фотографии. И вот эти ребята уходят в фотоэкспедиции, чтобы найти и открыть что-то новое. Собственно, наш проект Photogeographiс этим и занимается. Возможно, вы скажете, что на земле таких мест не осталось. Но это не так.

А вот теперь как-то надо донести основную мысль, причём тут география и может ли быть фотография одной из её составных частей. Идею эту не просто сформулировать, чтобы она стала понятна всем, но надо постараться. Итак, действительно пейзажная фотография, стараниями многочисленных её адептов, даёт нам понять, насколько же красива наша планета и отдельные её места, ландшафты и природные объекты. В первую очередь, конечно, привлекают внимание фотографов какие-то уникальные и необычные ландшафты, значительно отличающие их от всех других, может быть формой, цветом или ещё какими-то особенностями. Или они должны быть просто красивыми, эта формулировка вроде бы для всех должна быть понятна, хотя она и наименее конкретна. Назовём их ландшафтными шедеврами, многие из которых стали уже ландшафтными брендами, то есть весьма узнаваемы. Но давайте начнём сравнивать фотографии одних и тех же объектов и прислушиваться к своим внутренним ощущениям и эмоциям. Большинство фотографий будут сняты туристами как на паспорт, и они лишь позволят понять, как объект выглядит и более ничего, никаких сильных эмоций. А некоторые фотографии сняты так, что задевают внутри вас некие струны, которые выводят из равновесия вашу эмоциональную сферу. Вы говорите ах, я всё продам, но должен там оказаться. Это в шутку, конечно, образно. Но факт, что некоторые фотографии одного и того же места ничего в вас не вызывают, в том числе и желания туда поехать, а другие фотографии зовущие, и могут передать какое-то сильное состояние, вот они и раскрывают эстетический потенциал того самого места, которое на фотографии. И даже, наверное, можно сказать, они раскрывают душу того самого места, которое на фотографии и ваша душа находит с ним контакт. Высказывание пафосное, но хочется как-то дополнить смысл сказанного. Нечто подобное должно происходить, когда вы находитесь непосредственно в том самом месте, пусть на фотографии это будет в утрированной форме, но тем не менее. Догадываюсь, что сейчас некоторые начнут говорить, что часто фотография настолько приукрашивает, что уводит совсем далеко от действительности. Но это всего лишь вопрос меры и об этом ещё надо будет сказать пару слов. Но главная идея такова: — если географическая наука позволит включить в свой состав такую дисциплину, как эстетический облик земных ландшафтов, выраженный такими средствами визуализации, как фотография, то можно допустить, что время географических открытий ещё не закончилось. Вот так, не больше и не меньше! Да потому что, осталось ещё достаточно много мест, ландшафтов и природных объектов, которые практически никак не представлены миру этими самыми средствами визуализации. Давайте назовём эту дисциплину, например, эстетической фото-географией, а сам процесс можно назвать эстетической фото-визуализацией земных ландшафтов, и фото-географическими исследованиями соответственно.

А вот теперь про вопрос меры в пейзажной фотографии. Не напрасно сейчас в среде фотографов муссируется такая тема, как нейросети. Некоторые даже опасаются, что это убьёт фотографию. В принципе, некоторые основания так думать есть, если вы мыслите только красивыми картинками в своей творческой концепции, за которыми кроме вашего профессионального мастерства, не стоит больше ничего. Нет контекста, нет истории, нет проекта, нет географии, в конце концов. А уж если вы начали злоупотреблять практически безграничными возможностями компьютерных программ, в своём фотографическом творчестве, то надо задуматься, а к фотографии ли это вообще имеет отношение. К примеру, заменять небо, или делать композиты, когда у вас на переднем плане в полкадра цветы, снятые широкоугольником, а на дальнем плане остроконечные вершины до неба или огромный диск луны, снятые на длинный фокус. Вот тогда вы точно зашли на поле нейросетей, и здесь уже вы явно проиграете в скором времени.

Ну и чтобы как-то резюмировать всё вышесказанное, обозначим обстоятельство, что хотя фотоэкспедиционный формат в пейзажной фотографии, довольно узкая ниша, по сравнению с массовым фототуровским форматом, всё же именно здесь есть возможность почувствовать себя исследователем и первопроходцем, если кому-то это важно, конечно. И здесь ещё действительно остаются возможности для настоящих открытий, для фото-географических открытий. Чем собственно и занимается наш проект Photogeographic, а именно фото-географическими исследованиями. И на этом пути уже достаточно много достижений, которые можно кратко представить:

 

ГРАНИТНЫЕ ГОРОДА УЛАХАН-СИС

Уникальный останцовый ландшафт в низовьях Индигирки в заполярной Якутии. 

Галерея Улахан-Сис

Некоторые статьи и отчёты про Улахан-Сис:

Гранитные города Улахан-Сис. История одного открытия. 

Гранитные города Улахан-Сис или куда уйти от баянов.

Первая зимняя фотоэкспедиция в Гранитные города Улахан-Сис.

География и фотография

ОЛЕНЁКСКИЕ СТОЛБЫ

Останцовые береговые комплексы реки Оленёк в западной Якутии. 

Галерея Оленёк

Некоторые статьи по реке Оленёк:

Река Оленёк — глава из фотоальбома.

Ландшафтные фотографические объекты верхнего течения реки Оленёк.

Ландшафтные фотографические объекты нижнего течения реки Оленёк.

Экспедиция по реке Оленёк — 2018.

География и фотография

РЕКА ИНДИГИРКА

Река Индигирка наиболее красива в той части, где она пересекает хребты горной системы Черского. Именно здесь мы провели многочисленные фотоэкспедиции. 

Галерея Индигирка

Некоторые статьи по Индигирке:

Река Индигирка — глава из фотоальбома.

География и фотография

ХРЕБЕТ ЧЕРСКОГО

Обширная горная система Черского на северо-востоке России, уже много лет является объектом наших фото-географических исследований. Конечно, всю эту труднодоступную территорию невозможно освоить фотографически за одну человеческую жизнь, но многие её районы мы уже смогли представить. 

Галерея хребет Черского

Некоторые статьи по хребту Черского:

Там, где отражается небо

Неизведанными тропами хребта Черского

География и фотография

ВИЛЮЙСКОЕ ПЛАТО

На Вилюйское плато у нас была только лишь одна экспедиция. Нашей целью была северо-восточная окраина плато, которая обрывается в сторону долины реки Оленёк. И здесь мы обнаружили весьма нетривиальные ландшафты, такие как объект Око. 

Галерея ещё в процессе формирования.

Некоторые статьи по Вилюйскому плато:

Terra Incognita. Фотоэкспедиция на Вилюйское плато. 

География и фотография

Вот только лишь некоторые ландшафтные объекты, результат наших фото-географических исследований. Но мы не стоим на месте и продолжаем работу.  

Текст и фото: Сергей Карпухин