Фото-экспедиция Оленёк 2018

Река Оленёк в Якутии для меня совсем не чужая. Именно по этой реке когда-то давно, а именно в 1999-м году, я впервые вошёл в Якутию. Да именно так. Не самолётом, не наземным транспортом, а по воде на маленькой байдарке. Это было путешествие в одиночку и об этом сейчас рассказывать не буду, об этом можно посмотреть здесь. Скажу только, что прошёл эту реку от истоков до устья именно в одиночку, и никто этого больше никогда не делал и вряд ли сделает. Понятно, что мне всегда хотелось ещё раз вернуться на Оленёк, и такая возможность сложилась в 2018-м году. Это был корпоративный заказ, требовалось придумать какое-то путешествие со сплавом, продолжительностью в месяц, в каких-то интересных, красивых, и диких местах. Вот так и настала очередь реки Оленёк. Сроки были назначены на июль–август, и к лету удалось к той самой семейно-корпоративной команде, добавить ещё людей, и группа собралась весьма не малая — двенадцать участников плюс я — тринадцатый.

Не так уж просто попасть на Оленёк. И хотя река эта совсем даже не маленькая, длина её 2300 километров, но она совершенно дикая и необжитая. Только лишь один населённый пункт в 700 километрах от истоков и два в самом низу. Да и вообще вся прилегающая территория одна из самых ненаселённых в мире. Здесь нет никаких дорог, по крайней мере, летом. И только лишь посёлок Оленёк, который находится в 700-х километрах от истоков, имеет авиасообщение с Якутском. Поэтому туристы и прочие путешественники здесь бывают крайне редко.

Фотоотчет Оленёк 2018

Основные населённые пункты на маршруте

Для нашего случая посёлок Оленёк рассматривался как конечная точка маршрута, откуда можно было выбраться в Якутск. А значит надо как-то попасть на реку куда-то значительно выше по течению, чтобы маршрут получился протяжённым и красивым. Обычно на Оленёк приходят через его правый приток Алакит, куда можно теоретически доехать вездеходом из Айхала. Это всего лишь около шестидесяти километров. Такой вариант и был принят как рабочий. Вертолётную заброску я тогда не рассматривал, потому как обычно это дорого. Но вот здесь ключевым оказалось как раз слово «теоретически». О чём есть смысл рассказать подробнее, чтобы было понятнее, как организуются путешествия в таких местах, где логистика крайне сложна и никак не отработана. И насколько вообще рискованно, что-либо затевать в таких регионах страны.

Итак, в зимний период подготовки всех летних проектов я нашёл некоторые варианты заброски вездеходом из Айхала. Были какие-то нюансы, которые, надеялся, разрешатся к лету. Но чем ближе становилось лето, тем нюансов становилось больше. В итоге оказалось, что более-менее реальный вариант есть только один. А все другие ранее озвученные варианты сводились всё к тому же вот этому единственному. Да и то, вездеход требовал ремонта, как мне сказали непосредственно его владельцы, на которых в итоге всё же вышел. Но обещали к лету всё решить. Лето неизбежно пришло, а с ним и другие летние проекты. Для начала, сразу две экспедиции в Гранитные города Улахан-Сис. Первая со скалолазами, а вторая просто с туристами. А вот после этого в расписании стоял Оленёк. И на всякий случай между Улахан-Сис и Оленьком я заложил неделю. Что-то мне интуитивно не нравилось с вариантом заброски. К тому же, мне нужно было время, чтобы перевезти всё снаряжение из Якутска в Айхал на автомобиле. А это требовало времени. И, как оказалось, интуиция меня не подвела. Чем ближе к делу, тем невнятнее становилась ситуация. Вездеход так и оставался без ремонта, а люди, которые всё обещали, всё менее уверено что-либо говорили. И вот время наступило, когда окончательно стало понятно, что вездехода не будет. Я вернулся с Улахан-Сис в Якутск и начал думать, как выбираться из этой ситуации. У меня всего одна неделя, а в активе ноль по заброске и двенадцать человек с билетами, которых я могу подвести. Пожалуй, эта история стоит даже отдельного рассказа.

Какие-то последние попытки найти ещё варианты с вездеходом, я конечно, предпринимал. Но параллельно начал разрабатывать и вертолётные варианты. Как оказалось, в этом регионе вертолётными перевозками занимается только Алроса. Непосредственно на менеджера, который рулит всем этим процессом, мне в итоге выйти удалось. Но я-то думал, что с вертолётами всё просто, заплатил денег и полетел. Однако времена, оказывается, сильно изменились и всё сейчас гораздо сложнее, чем в советские времена. Всё существенно бюрократизировалось. К счастью, тот самый менеджер оказался любителем фотографии и когда я рассказал о себе и наших задачах, проникся к затее, иначе точно ничего не получилось бы. Тем не менее, обойти правила он не мог, но, по крайней мере, начал помогать и подсказывать варианты. Самое главное, что вот так просто группу с улицы они не могут повезти, нужно обязательно, чтобы у этой группы было юридическое лицо, с которым можно подписать договор на перевозку. Ну ладно, такое лицо в моей группе было у одного из участников — Димы. Но чтобы подписать этот договор нужно собрать кучу бумаг этому юридическому лицу. Начались консультации вертолётного менеджера с вышестоящим руководством. А вот там уже к нашей затее видно отнеслись чисто бюрократически. И как всё это решить было совсем непонятно.

К этому моменту я уже нашёл машину и выехал со всем снаряжением из Якутска в сторону Удачного. Ехать около 1700 километров по грунтовой дороге, местами разбитой, с множеством паромов и понтонных переправ. Перевозка эта мне обошлась в сто тысяч рублей. То есть, уверенность была только в том, что деньги будут потрачены. Но вот не зря ли, этого никто не гарантировал. А уж что делать со всем этим снаряжением на месте, если вдруг заброска не получится, думать и вовсе не хотелось. Якутия не Подмосковье и связь мобильная только в редких посёлках вдоль трассы. И вот еду я, и все эти глобальные вопросы пытаюсь решить в моменты, когда такая связь появляется. В один из таких моментов, менеджер Алросы практически уже в бессилии опустивший руки, предлагает, возможно, единственный спасительный вариант. На днях они забрасывали группу туристов, которая была не сама по себе, а от официального туроператора из Нижнего Новгорода, и у Алросы с этим туроператором есть договор на перевозки. Ну, то есть, если смогу договориться с руководством этого туроператора, то мы сможем сделать заброску через их договор. Честно сказать, к тому моменту я уже лишился практически всякой надежды, и позвонил в Нижний Новгород уже просто на всякий случай, понимая, что вот совсем незачем этому туроператору со мной возиться. Но случилось очередное чудо. На проводе оказался очень даже адекватный человек, который тоже проникся нашей проблемой и решил помогать. Вот теперь надо было как-то всё организовать по намеченному варианту. То есть, мой Дима, который юридическое лицо, должен заключить договор с нижегородским туроператором на якобы услугу и перевести деньги за перевозку, а последний эти деньги переведёт перевозчику уже по их договору.

Да ребята, это был сумасшедший квест. Всё ведь надо было решать срочно, без проволочек, а тут ещё и связь у меня весьма эпизодически возникает. В общем, ехали мы три дня от Якутска до Удачного. И когда уже въехали в город, а связь мобильная что-то никак не хотела появляться, это было просто шоком, грешил на то, что билайна здесь у них нет. Но ближе к центру связь всё же появилась. И тут же позвонил Дима. Оказывается срочно надо собрать сканы паспортов всех участников. Ёмаё, у нас времени всего три часа на все эти процедуры. А тут даже мобильного интернета нет, не говоря уже о том, что у меня есть даже участник из-за рубежа, да и все остальные по разным городам раскиданы. Ну, положим, я ещё заранее нашёл в Удачном съёмную квартиру и тут же позвонил хозяйке узнать есть ли там вай-фай. К счастью, оно там оказалось, и мы срочно рванули на квартиру. Уф! Собрали все сканы каким-то чудом и отправили в Нижний Новгород. Вот даже не смогу передать какое нервное напряжение сопровождало меня все эти несколько дней.

Ах да, нам ведь ещё вот в чём повезло. Даже, если бы все вот эти проблемы решались, нам всё равно пришлось бы торчать несколько дней в Удачном, потому что на дату прилёта всей команды, вертолёты были заняты другими заказчиками. Но опять какое-то чудо, ближе к делу наша дата освободилась. Ура! И вот, счастливые участники приземлились в аэропорту Полярный, в ожидании дальнейшего развития событий. Они ведь по большей части не очень вникали в проблемы, это мы всё мы с Димой разгребали. И до самого последнего момента на нашем пути возникали всяческие препятствия. Даже уже на посадку в вертолёт готовимся, а тут, оказывается, какой-то печати не хватает. Но видно фортуна к тому моменту уже окончательно развернулась в нашу сторону и вот мы в вертолёте. Хотя я до последнего момента всё ждал какой-нибудь засады. Поразило, насколько строго теперь происходит посадка в вертолёт. Всё точно также как на обычный самолёт и даже оружие точно также оформляется и передаётся экипажу. Ну, до смешного же, экипаж тут же в вертолёте протянул оружие обратно, места говорят в кабине мало. И кто же придумал все эти ненужные правила. И даже когда всё снаряжение уже лежало на камнях галечниковой косы на берегу реки Алакит, я первое время всё никак не мог осознать, что всё позади, всё свершилось. Путешествие может начинаться.

День заброски оказался откровенно жарким, мы ходили в футболках, а воздух был сизым от дыма пожаров, где-то горела тайга. Мы проводили вертолёт, поставили палатки и стали осваиваться в своём новом состоянии. Все рабочие дела и вопросы теперь уже только на следующий день. Но ночь принесла сюрприз, погода резко испортилась, а палатки присыпал снег. Это Якутия! Вот сегодня мы бы уже тем более не улетели. Погода поправилась быстро, но первые дни на Алаките было откровенно холодно. Мы начали потихоньку втягиваться в маршрут, впереди целый месяц и шестьсот километров дикой реки, без единого населённого пункта.

Фотоотчет Оленёк 2018

Момент, когда мы все собрались в аэропорту Полярный. Вертолёт, ну пожалуйста, отвези нас туда, куда нам надо.

Фотоотчет Оленёк 2018

Все кордоны вроде пройдены, но всё ещё остаётся какая-то тревога. А вдруг что-то пойдёт не так в последний момент.

Фотоотчет Оленёк 2018

И вот мы летим.

Фотоотчет Оленёк 2018

Неужели свершилось, мы на Алаките.

Фотоотчет Оленёк 2018

После всех испытаний, такой сюрприз с погодой не очень напрягал, главное мы на месте. 

Фотоотчет Оленёк 2018

Но уже к вечеру второго дня на Алаките, погода вернулась. Мы собрали катамараны и подготовились к завтрашнему старту. 

Собственно, как проходило путешествие я рассказывать не собираюсь. Всё было в штатном режиме. Команда подобралась уже проверенная, в основном, ещё прошлогодним походом по реке Амга. Кроме меня здесь фотографов больше не было. Для всех остальных был интересен именно сам поход, рыбалка и прочие атрибуты походной жизни. Но времени было достаточно, и никто не возражал, когда я тормозил группу на днёвки в каких-то местах с богатой фотографической фактурой. По Алакиту нам нужно было пройти только девяносто километров, и эта река в фотографическом плане меня не очень интересовала, поэтому тут днёвок не делали. А сам Оленёк интересен, прежде всего, скальными берегами, так называемые, Оленёкские столбы. Они здесь не везде, лишь временами возникают, но их достаточно много по берегам и все не охватить даже за месяц. Но это и не нужно было, достаточно исследовать и отснять самые представительные. Задача была не только привезти хорошие фотографии, но и разведать маршрут на тему последующих путешествий, и даже фототуров. Погода на маршруте была разнообразная, но в целом вполне комфортная. А сам поход получился просто замечательным и без особых происшествий.    

АЛАКИТ

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Рыбакам здесь есть чем заняться.

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Самый лучший рыбак тот, который любит результат своего труда довести до конечного продукта. И такие у нас тут были.

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Вот такая ушла!

ОЛЕНЁК

Фотоотчет Оленёк 2018

Не сразу на реке Оленёк появляются столбы по берегам.

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Но скальные берега мы увидели скоро.

Фотоотчет Оленёк 2018

Интересное место попалось чуть ниже небольшого правого притока под названием Бялгяр-Балаганнага. Широта почти 67грд, 40мин. Будто танцплощадка для гигантов выложенная плитами. Мы всего-то в этот день прошли несколько часов, но пройти мимо не смогли, остались на полуднёвку. День был жаркий, все попрыгали с этих плит в прогревшуюся наконец-то воду. Да, очень приятное местечко.  Тут я ночью не спал, вечерня фотосессия медленно перетекла в утреннюю. Ночи ведь здесь как таковой в это время нет.   

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Понятно, что при более высокой воде плиты под ней скрываются. 

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Ну и рыбакам здесь повезло.

Фотоотчет Оленёк 2018

Берега из плит встречались и в других местах, но не такие представительные, как на предыдущих фотографиях.   

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Иногда на скалах здесь можно было видеть гнёзда хищных птиц.

Пожалуй, одно из самых интересных скоплений скальных образований по берегам находится чуть ниже небольшого левого притока, который обозначен на карте как Кыралах-Юряге. Ориентироваться надо на широту 67грд, 45мин. Начинается скальная стена на правом берегу, затем переходит на левый берег и потом вновь на правый. Всё это великолепие протягивается примерно на 12 километров и здесь весьма выразительные формы останцов. Собственно говоря, вот отсюда и имеет смысл начинать маршрут, если у вас сугубо фотографические цели. 

Фотоотчет Оленёк 2018

Комплекс на правом берегу мы проскочили, и на стоянку встали сразу там, где заканчивался комплекс по левому берегу. Оценив возможности, я затребовал сразу две днёвки в этом месте. 

Фотоотчет Оленёк 2018

Естественно в этот же день полез наверх в поисках удачных ракурсов, где меня и застала благополучно гроза. 

Фотоотчет Оленёк 2018

На случай дождя у нас естественно всё предусмотрено.

Следующим вечером, понятное дело, снова поднялся над скалами и просидел там до утра. 

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Вечером следующего дня я переплыл на катамаране на правый берег и занялся правобережными скалами ниже по течению. Гулял там до утра.    

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Ниже, примерно в 25-30 километрах, будет ещё одно скопление скальных стен, которое ни в коем случае нельзя пропускать. Здесь река закладывает крутую петлю, чуть ли в узел не завязывается и тут тоже есть где погулять и поснимать. Ориентироваться надо на широту 67грд, 52мин.  Также сначала по правому берегу, затем переход на левый, где основной массив, и ниже километрах в трёх, снова по правому берегу.   

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

А в общем, здесь полно и других интересных скальных комплексов, вплоть до самого посёлка Оленёк, просто на этих двух я поработал наиболее плодотворно и они действительно самые представительные. Смотрим кое-что из того, что есть ниже.   

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

Когда мы прошли очень крупный левый приток Арга-Сала, то стало понятно, что у нас ещё несколько дней в запасе, а посёлок уже близко. Поэтому выбрали красивое и удобное место не доходя посёлка около пятнадцати километров, где провели оставшиеся три дня.   

Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018
Фотоотчет Оленёк 2018

У нас даже ещё один запасной день образовался в посёлке и мы сходили в местный краеведческий музей. 

Ниже посёлка Оленёк река также прекрасна и я готов вас пригласить в путешествие по этой реке в августе 2020-го года. Подробности в программе. 

Текст и фото: Сергей Карпухин